Понедельник, 29.04.2024, 08:27
Приветствую Вас, Гость
Руководитель по физической культуре
 
Мотина Людмила Владимировна
Образование: среднее специальное
Стаж работы :15 лет
Высшая квалификационная категория
Окончила: Болховский педагогический колледж -1997г.
 
Чем раньше, тем лучше!

Когда следует начинать занятия физкультурой с ребенком?

В данном случае подходит правило «чем раньше, тем лучше». О физическом развитии ребенка необходимо заботиться еще до его рождения. Если будущая мама ведет здоровый образ жизни, выполняет адекватные ее состоянию и возможностям физические нагрузки (ежедневные прогулки, плавание, специальная гимнастика для беременных), правильно питается, закаляется, то значительно больше гарантий, что на свет появится здоровый малыш.

После рождения ребенка укрепить его организм помогут массаж и гимнастика, которые можно начать с полутора месяцев. Существует методика оздоровления и физического воспитания младенцев с использованием плавания даже с двухнедельного возраста.

Так что, уважаемые мамы и папы, если вы еще не занялись оздоровлением своих детей средствами физической культуры, у вас есть шанс сделать первый шаг.
С чего начать?
Ориентируясь на существующие нормативы (далее приведены низшие границы), постарайтесь оценить возможности и способности вашего ребенка. К трем годам ребенок должен бегать со свободными естественными движениями руками по прямой, к семи - быстро и легко бегать между предметами, по ограниченной площади, с препятствиями, спиной вперед, в умеренном темпе в чередовании с ходьбой (в течение 2-3 мин.), наперегонки ( 30 м за 7.2 сек). К трем годам ребенок уже может подпрыгивать на месте на двух ногах, к семи – прыгать через скакалку, в длину с места ( на 100 см.) и с разбега ( на 180 см.), в высоту с разбега ( на 50 см.)

Дошкольника можно учить ходить на лыжах, плавать, кататься на двухколесном велосипеде, самокате, играть в баскетбол, футбол, бадминтон, ручной мяч, то есть всему тому, что интересует его и не противопоказано в дошкольном возрасте. Очень многое зависит от роста и веса ребенка, его физических возможностей.

Можно завести дневник и отмечать, какие упражнения ребенок предпочитает, способен ли импровизировать, как быстро устает. Вносить в дневник его достижения на каждом возрастном этапе, совместно обсуждать их и радоваться любой победе.

Чего не надо делать в дошкольном возрасте?

Нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, которые ему не нравятся, ведь одних и тех же результатов можно достичь разными средствами. Если ребенка угнетают пробежки по утрам, то их можно заменить ритмической гимнастикой под музыку. Если мальчика шести лет не устраивают занятия в хореографической студии, предложите ему спортивные игры, плавание. Занятия должны находить эмоциональный отклик в детской душе.

Есть упражнения, которые категорически противопоказаны дошкольнику (или нужно следовать жестким правилам при их выполнении). Это касается некоторых акробатических упражнений, выполняемых в позиции взрослый- ребенок. Например, поднимая ребенка, никогда не держите его только за кисти, обязательно целиком за предплечья, так как кости и мышцы запястья еще недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать за бедра.

Не рекомендуются висы только на руках, поскольку они дают чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Попробуйте заменить простой вис на смешанный, когда ребенок упирается во что-то коленями или легко достает опоры ногами ног. Не позволяйте раскачиваться в висе, если ребенок не сможет самостоятельно в любой момент встать на ноги.

При обучении лазанью не разрешайте детям залезать выше того уровня, на котором можете их достать (до 2.2 м). Ребенку старше трех лет, в совершенстве овладевшему лазаньем, можно позволить подняться выше.

В дошкольном возрасте противопоказаны упражнения с длительным удержанием трудной статической позы (сед на корточках, руки в стороны). Упражнения должны быть динамичными, с включением в работу мышц-антагонистов.

Не рекомендуется заниматься на тренажерах и спортивных снарядах, выпускаемых специально для взрослых. Например, вращательное движение вправо-влево на популярном диске «Здоровье» может привести к смещению позвоночных дисков.

Не разрешайте трехлетнему ребенку спрыгивать с высоты более 20 см, семилетнему – с высоты более 40 см. Приземление должно быть пружинящим на полусогнутые ноги и выполняться на мягкую основу. Несоблюдение этих правил приводит к перегрузке позвоночника и мощному сотрясению внутренних органов.

Спорт или физкультура? Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой?

В последнее время стало престижным отдавать детей в секции большого тенниса, конного спорта, каратэ и пр. Однако не следует забывать, что спорт – это всегда повышенные физические нагрузки, проявление волевых усилий, способность переживать поражение. Может ли еще не окрепшая психика дошкольника выдержать такие встряски? Если вы хотите, чтобы ребенок был здоров и счастлив, играйте с ним! С детьми до семи лет физкультура должна быть игровой. Физические качества (ловкость, быстрота, выносливость, сила) о развитии которых так мечтают многие родители, можно легко развить в совместных играх с ребенком, а еще лучше, объединив трех- четырех близких по возрасту детей. Только в игре дошкольник может выдержать достаточно продолжительные нагрузки без излишних волевых усилий.

С шести лет целесообразно вводить веселые соревнования на скорость, ловкость, точность выполняемых действий. И не беда, если ребенок сегодня проиграл. Похвалите его за проявленное усилие, старание, обязательно нарисуйте радужную перспективу.

Если ребенок не любит заниматься физкультурой, то искать причины надо не в нем, а в окружающих взрослых. Это может быть связано с негативным опытом общения с педагогом, который накричал на него, или с однообразными скучными занятиями, во время которых запрещены смех, общение детей. Это может быть образ жизни, который ежедневно навязывают ребенку в семье. К шести годам маленькие старички вместе со взрослыми смотрят сериалы, поднимаются на лифте на третий этаж, проезжают одну- две остановки на автобусе до детского сада. Уже к первому классу они становятся инфантильными и ленивыми, их трудно привлечь к занятиям физкультурой.


Проанализируйте все причины, постарайтесь устранить их и начните заниматься вместе с ребенком. Если вы решили делать зарядку по утрам, подумайте, что может доставить вашему ребенку радость от совместного общения. Например, придумайте ребенку роль; сегодня он проснется тигром, завтра – щенком. Войдя в образ под соответствующую музыку, он с удовольствием будет выполнять простейшие имитационные упражнения в потягивании, поворотах, прыжках и лазанье.

Если с года до четырех-пяти лет ребенка интересует сам процесс движения, то с шести лет у него появляется интерес к результату. Хвалите его за любые достижения, радуйтесь новым удачам. Если вы выбираете для ребенка секцию или кружок, познакомьтесь с тренером-педагогом. Выслушайте его требования, поинтересуйтесь содержанием тренировок. Посетите одно- два занятия, чтобы понять стиль общения педагога с детьми и его умение дозировать нагрузку с учетом их возможностей. Если вы увидите, что для тренера важен результат подготовки к соревнованиям, желание удовлетворить личные амбиции, найдите другую секцию. Помните: главное – здоровье ребенка.

Они такие разные!

Если для девочек привлекательными являются занятия ритмической, художественной гимнастикой, хореографией, фигурным катанием, то для мальчиков – спортивные игры, элементы борьбы, легкая атлетика. Однако принадлежность к определенному полу не дает основания для выбора тех или иных видов упражнений. Все зависит от интересов и особенностей детей.

Чем заниматься с ребенком, если он полноват и испытывает трудности на занятиях с другими ребятами? Прежде всего, надо подбирать посильные упражнения. Это не значит легкие. Ребенок должен прикладывать определенные усилия и в результате повторений и обязательной положительной оценки добиваться хотя бы небольшого, но положительного результата на каждом занятии.

Какие упражнения предпочтительны для таких детей? Динамичные, интенсивные, разнообразные, игровые. Подойдет бег с препятствиями, игры с мячом, прыжки через скакалку, лазанье, ходьба на лыжах, плаванье, спортивные игры; упражнения, которые относятся к аэробным (циклические виды движений); игры «Салки», «Выше ноги от земли», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Штандер», «Выбивалы» и многие другие.

Не нужно придумывать никаких чудодейственных мер: сбалансированное питание плюс опыт народной физкультуры.

Излишне худым детям ( с маминой и бабушкиной точек зрения) надо больше заниматься на открытом воздухе, желательно в природных условиях, чтобы нагонять аппетит.
 
Физкультура в квартире

Часто в загроможденной дорогостоящей мебелью квартире ребенку с его неуемной энергией нет места. Безусловно, не каждый родитель решится отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, а тем более разместить спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей – достойная награда за такую жертву.

Известный специалист в области физического воспитания детей и подростков В.С. Скрипалев предложил оригинальную конструкцию спортивного комплекса для обычной квартиры (см. книгу «Наш семейный стадион», 1986). В этом комплексе снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево: с одного снаряда можно перелезать на два соседних. Предложенная конструкция, которую можно установить на трех квадратных метрах площади ( есть вариант для одного квадратного метра) дает, по утверждению автора, возможность выполнять более 5000 упражнений- перелазов.

Для того, чтобы «стадион в квартире» пользовался популярностью, занятиям надо придать сюжетно-образный характер. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дошкольники трех-четырех лет, имитируя повадки кошки, белочки, обезьянки, с удовольствием залезают на верхушку дерева (прячутся от собачки), делают запас орехов и грибов, достают бананы с верхней ветки и т.п.

Если у вас нет возможности соорудить комплекс в квартире, придумайте, где можно разместить основной физкультурно-спортивный инвентарь: турник, лестницу, мяч для прокатывания, дартс, кольцеброс, гимнастическую палку, пластмассовые городки, кегли, а для ребенка до трех лет – игрушки-двигатели: забавные автомобили и животные на колесах.
Система оздоровительной работы 
 в МБДОУ «Детский сад №19» г. Ливны 
Разделы и направле­ния работы Формы работы Ответственный
Использование вариативных режимов дня в МДОУ    
 

Режимы: 

- типовой по возрастным группам;

- индивидуальный (с учетом особенностей ребенка, семейной ситуации)

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты
 

Разнообразные виды организации режима 

двигательной активности ребенка

 
Регламентированная деятельность Утренняя гимнастика. Физкультминутки. Динамические паузы. Физкультурные занятия. Физические упражнения после сна Воспитатели
  Спортивные праздники и досуги Инструктор по физи­ческой культуре
Частично регламенти­рованная деятельность Спортивные игры. Подвижные игры на воздухе и в помещении Воспитатели, инструктор по фи­зической культуре
  Дни здоровья Инструктор по физи­ческой культуре
   Кружок «Юные Олимпийцы» Инструктор по физической культуре
Нерегламентированная деятельность Самостоятельная двигательная активность детей в помещении и на прогулке Воспитатели
  Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение  
Диспансеризация Профилактические осмотры детей декретированных возрастных групп Врач-педиатр
  Профилактические осмотры врачей-специалистов по медицинским показаниям Врачи, старшая медсестра
Профилактические мероприятия

Комплексы: 

— неспецифической профилактики ОРВИ, гриппа, лор - заболеваний; 

— витаминопрофилактический. 

Иммунокоррекция. 

Вакцинопрофилактика.

Врачи, старшая медсестра
Общеукрепляющие мероприятия Режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физкультуре, во время прогулок Воспитатели
  Режим проветривания Воспитатели
  Местные и общие воздушные ванны Воспитатели
  Свето-воздушные и солнечные ванны в весенне-летний период Воспитатели
Коррекционные меро­приятия

Коррекция: 

— адаптационных нарушений; 

— аллергических заболеваний

Врач-педиатр
  Занятия с учителем-логопедом Учитель-логопед
  Организация питания  
  Сбалансированное питание в соответствии с дей­ствующими натуральными нормами Старшая медсестра, повара
  Индивидуальная диета с учетом переносимости продуктов Старшая медсестра, повара